Часть 4. Процесс покупки — ищем товар, проверяем надежность продавца, оплачиваем и ждем
Тут все просто. Сначала регистрируемся на eBay, если еще этого не сделали. Все поля естественно заполняем латиницей. Номер телефона вводим в международном формате, начиная с +7, без скобок, дефисов, пробелов. (В последнее время есть жалобы на то, что номер не принимается, у некоторых проходит 0 или 8 вместо +7.)
Затем попадаем на главную страницу. Опытные покупатели увидят тут товары, которые могли бы быть им интересны на основе предыдущих приобретений и ставок, все остальные — лоты с бесплатной доставкой, лучшие предложения дня и т.п.
Теперь нужно найти интересующую вас вещь. Начать можно со списка категорий.
Всего категорий огромное количество. Выбор на eBay действительно широк.
Вместо того, чтобы рыться в каталогах, проще воспользоваться поиском — он великолепный! Допустим, нам нужен смартфон на базе ОС Android. Пишем ключевые слова, при этом видим подказки.
Результат поиска:
Как видите, в правой колонке можно сузить результаты по категориям, состоянию товара. Также есть возможность выбрать рейтинг и расположение продавца, формат аукциона, ограничить ценовые рамки, выделить лоты с бесплатной доставкой и т.п.
При этом для каждой категории вещей свои варианты сужения поиска. Вот например поиск по слову „лампа“ с выбором одной из категорий:
Если вы хотите искать по всему сайту или в другой категории, воспользуйтесь выпадающим меню для выбора новой категории.
Теперь подробнее разберем, что же мы видим в результатах поиска.
Сначала миникартинка и название лота (часто с кратким перечислением особенностей). Далее может быть информация о продавце. Значок „Top Rated Seller“ означает, что продавец имеет высокие оценки от покупателей, товар хорошего качества и быстро высылает лоты.
Впрочем, выбирать именно Top Rated „селлеров“ не обязательно. Если у продавца довольно много положительных отзывов, ему уже вполне можно доверять.
Далее идет число сделанных уже ставок на лот (если это аукцион) и приписки о возможности „Buy it now“ или „Best offer“. Затем цена плюс стоимость доставки (только в случае сортировки результатов поиска по цене), в самой правой части — время, оставшееся до конца аукциона.
Поисковую выдачу очень удобно сортировать с помощью выпадающего меню сверху справа.
Думаю, по скриншоту все понятно (время, цена и доставка, дистанция, лучшие предложения). Сортировка зависит от ваших личных предпочтений, но если вас интересует товар с доставкой в Россию по невысокой цене, то лучший вариант сортировки — „Price + Shipping: lowest first“ (стоимость+доставка, начиная с самого дешевого). Таким образом, вы сразу сможете видеть стоимость лота и его доставки.
При такой сортировке eBay может уточнить ваше местоположение:
При любой другой сортировке если вы хотите видеть только лоты, отправляемые в Россию, следует настроить расширенные опции поиска (Advances Search).
Итак, допустим, вам приглянулся вот этот замечательный девайс. На что обратить внимание?
Правая колонка — информация о продавце. Естественно, ваша радость от покупки — от того, как быстро вещь будет отправлена, насколько она качественная и насколько соответствует описанию, — зависит от продавца. Обязательно посмотрите, сколько у него отзывов (цифра в скобках после ника). Какое число отзывов достаточно — решать вам. Обычно мне достаточно и 300-500, но, конечно, продавцы с 300 000 отзывами внушают уважение
. Хотя все с чего-то начинали, а потому и продавец с одним отзывом может вырасти в „топ-селлера“, но лучше не рисковать.
Но число отзывов — не единственная важная цифра. Рядом с ним указан процент положительных среди всех отзывов. Вот эта цифра — основная. Если отзывов всего 100, но при этом 100% положительные — почему бы продавцу не доверять?
Обратите внимание на один момент — важно, чтобы отзывы о продавце были именно как о продавце (seller). Бывает, что у человека несколько сотен отзывов как о покупателе (buyer), но они ничего не говорят нам о нем именно КАК О ПРОДАВЦЕ, к тому же, покупателю нельзя поставить отрицательный фидбек.
Внимательно читайте отзывы — это очень важно! Особенно тщательно — если вы собираетесь покупать дорогой товар. eBay позволяет отдельно просмотреть все негативные отзывы (просто кликните по их числу). Порой случаются моменты недопонимания. Например, покупатель не обратил внимание на указание, что обувь — „маломерка“, и оставил негативный отзыв о том, что описание неверное. Ну а отзывы вроде „исчез и не отправил лот“ или „товар низкого качества“ должны заставить вас задуматься — а стоит ли покупать у такого продавца? Кстати, продавец имеет право отвечать на негативные отзывы, разъясняя ситуацию.
Если вы покупаете дорогую вещь, не ленитесь !!!!! и почитайте не только отрицательные, но и положительные отзывы. Пролистайте несколько страниц фидбеков, постарайтесь найти отзывы покупателей, которые приобрели именно ту вещь, которую хотите вы.
Есть такой способ мошенничества — продавцы в течение некоторого времени торгуют мелочевкой по 1-2 доллара, исправно высылают ее и получают базу положительных отзывов. А потом выставляют очень дорогой товар, получают деньги и исчезают. Именно поэтому, повторюсь, если нужная вам вещь стоит недешево, обратите внимание на характер отзывов. Если продавец, выставляющий новый iPhone, ранее продавал только брелоки и чехольчики по доллару, это серьезный повод поискать более надежные предложения.
Однако не стоит пугаться — мошенничества на eBay практически нет, ведь здесь все строится на отзывах. Продавцов очень много и вещей тоже. И если продавец получает несколько негативных фидбеков, то покупатели просто перестанут у него заказывать, зачем рисковать — ведь аналогичных предложений немало! Очень хорошая саморегулирующаяся система. В итоге средний рейтинг надежных и уважаемых продавцов — 99,8%. Если я вижу, что процент положительных отзывов ниже 93-95%, значит, продавец периодически подводит клиентов и стоит выбрать другого. Селлеры боятся плохих отзывов как огня и готовы сделать все, чтобы вы остались довольны. В частности, возвращают деньги полном объеме или высылают новую вещь, если посылка не пришла в течение 30 дней.
Теперь обратим внимание на информацию под блоком с ценой. Здесь, как правило, 4 раздела. Shipping (доставка) — содержит информацию о цене доставки, виде доставки, расположении продавца и странах, в которые лот может быть выслан. Данные здесь краткие, все подробно — на вкладке Shipping and Payments в описании лота. Delivery (получение) — примерное время, через которое вы получите посылку. Нередко там написано про 3-4 или 7-11 дней, не верьте, это все для стран, где почты нормально работают. Про сроки доставки в Россию подробно написано выше, ориентируйтесь именно на них. Payments (оплата) — способы оплаты лота (для нас важен только PayPal). Returns (возврат) — информация о возможности возврата/обмена товара.
На eBay.com много лотов с доставкой только по United States — это значит, что доставки в Россию нет, и скорее всего вам даже не дадут сделать ставку. Но если очень хочется, можете связаться с продавцом по ссылке „Ask a question“ (ее можно найти в нижней части страницы с описанием лота) — вдруг он пойдет вам навстречу?
Если в „Ships to“ указано „Worldwide“, присмотритесь, нет ли „Exclusions“ (исключений). Ниже пример — при всемирной доставке Russian Federation исключена.
Давайте дальше изучать страничку с лотом.
Слева, как несложно заметить, изображение лота. Обязательно внимательно рассматривайте фото вещей, которые хотите купить. Чем их больше и чем они качественнее — тем лучше. Если вам недостаточно информации из фото и описания — не стесняйтесь писать продавцу, помочь вам — его обязанность.
Рядом с фотографией лота — его название, ниже состояние (новый, б/у и т.п.), время до конца торгов, количество оставшихся лотов (если товар у продавца не один), цена. Для аукциона также доступна информация о количестве ставок.
Недавняя „фишка“ eBay — строчка Warranty (гарантия). Они сотрудничают с сервисом, что предлагает приобрести дополнительную гарантию на товар. Однако доступна эта опция только жителям США и Канады, так что нам она не интересна. На рекламу всяких Bill me later (кредит от PayPal) и прочего, что иногда может появиться на странице лота, тоже внимания не обращайте — все это не для дальнего зарубежья вроде нас.
Небольшое выпадающее меню в нижней части блока с ценой позволяет добавлять лот в различные листы. В частности, „Watch list“ — удобное средство для слежения за интересными вам лотами в личном кабинете.
На eBay немало как новых, так и б/у вещей. В случае с одеждой есть две градации состояния — „New“ (иногда дописывают „with tags“ — то есть с бирками или „in box“ — в коробке) и „Used“ (синоним — „Pre-Owned“, б/у). Если вещь не новая, внимательно прочитайте ее описание. Например, я видела нерабочий iPhone, который по фото выглядел идеально и в заголовке об имеющемся дефекте написано не было. Хотя в большинстве случаев в названии поврежденных вещей так пишут — „Broken“ (или конкретнее, например, „water damaged“).
Если говорить о подробном описании лота, то у каждого селлера оно разное. Хотя у всех есть общее описание „по табличке“, пункты в которой зависят от категории вещи (техника, одежда и т.п.).
Описание в табличке бывает как относительно информативное, так и предельно краткое. Ну а всю информацию о лоте можно увидеть ниже, тут у каждого продавца свое красочное оформление со всеми необходимыми данными, фото и т.п.
Если по какой-то причине продавец не указал нужную вам информацию (срок использования б/у вещи, подробные размеры, комплектность) или предоставил недостаточное количество фото, вы всегда можете с ним связаться по ссылке „Ask a question“ в нижней части страницы с лотом. Не стесняйтесь задавать вопросы, все же вы покупатете вещь удаленно. В случае с одеждой, чтобы не „обжечься“, лучше попросить полностью измерить вещь (а затем себя) и проверить, подойдет ли она вам. В случае с обувью хорошо бы попросить измерить подошву, потому что даже один и тот же размер у разных производителей может отличаться.
Идем дальше. Продавец вас устраивает, лот нравится и подходит. Нужно покупать. Здесь все просто. Если лот — аукцион, то делаем вашу ставку и следим за развитием событий. Если есть опция „купить сейчас“, то покупаем сразу.
Важный момент — уже некоторое время на eBay доступна корзина покупок. Кнопка „Add to cart“ появилась у лотов „Buy it now“ (купить сейчас). Нажатие на нее НЕ ОЗНАЧАЕТ немедленную покупку. Это значит лишь, что вы хотели бы приобрести лот и положили его в свою корзину. Вы можете добавить в корзину несколько лотов, а потом удалить ненужные (для этого есть ссылка Remove). Однако имейте в виду, что товар в корзине никак не „бронируется“, а потому пока вы его не оплатите, он вам не принадлежит, и вещь может купить кто-то другой. Преимущество корзины — все лоты в ней можно легко оплатить за один раз.
Еще раз для невнимательных: попрошу разделять между собой опции
„buy it now“ (купить сейчас) и „add to cart“ (положить корзину). Второе вас ни к чему не обязывает,
первое — ПОКУПКА со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости заплатить. Если вы КУПИЛИ вещь, потом не надо стонать, что вы ее просто „клали в корзину“ и платить не хотите. Смотрите, куда нажимаете. Из корзины товары легко удаляются. Купленные — висят в My eBay и требуют оплаты.
Если вы не покупаете несколько вещей за раз, то для покупки проще воспользоваться кнопкой „Buy it now“. Ее отличие от корзины в том, что не обязательно платить сразу же. Лот будет считаться купленным вами и попадет в ваш личный кабинет, далее вы будете должны за него заплатить. Впрочем, отмечу, что иногда встречаются лоты, которые требуется оплатить немедленно, иначе вашими считаться они не будут.
После клика на „купить сейчас“ вам покажут краткую информацию о лоте и попросят подтвердить ваше решение. „Commit to buy“ — очень важная кнопка. Нажимая ее, вы ОБЯЗУЕТЕСЬ оплатить лот. Пожалуйста, не делайте покупок необдуманно,
отменить покупку нельзя, это грозит штрафами (подробнее на эту тему чуть ниже).
После подтверждения вашего решения вам предложат сразу оплатить покупку.
Впрочем, сразу можно и не платить, это всегда можно сделать позже из вашего личного кабинета, где будет строчка с названием лота и напоминание „Pay now“. Сроки оплаты обычно указаны в описании товара, они редко больше 1-3 дней. Не задерживайтесь, чтобы не „нарваться“ на санкции от продавца. Лучше платить незамедлительно после выигрыша (а если у вас нет денег — не стоит и делать покупки, логично?). Если в случае внезапных проблем вы не можете оплатить товар в течение первых суток после покупки „buy it now“ или выигрыша аукциона, обязательно напишите продавцу и объясните ситуацию, не заставляйте его ждать и гадать.
После нажатия на Pay Now вас отправляют на страницу, где можно проверить ваш адрес, еще раз увидеть информацию о лоте, добавить сообщение для продавца. В нижней части — итоговая сумма и кнопка перехода на сайт платежной системы PayPal. Выше — предложения сделать небольшое пожертвование на разные благотворительные акции и поле для ввода купона на скидку (их иногда присылают продавцы для поощрения последующих покупок у них).
Далее вас перебросят на страницу авторизации в PayPal, вводите логин и пароль.
Еще раз все проверяете. Здесь же можно выбрать карту, с которой платить, если у вас их несколько.
Финальное подтверждение платежа:
Все, оплата завершена. Если все успешно, вы увидите сообщение об этом и получите „чек“ со всеми подробностями на email.
После того, как вы оплатили лот, остается ждать. Обычно в описании сказано, в течение какого времени вам отправят товар. Чаще всего это следующий рабочий день после оплаты. Многие продавцы присылают вам email-извещение после того, как отправят посылку, а также „включают“ специальную иконку-коробочку рядом с описанием лота в вашем личном кабинете. Но это делают не все. Если вы беспокоитесь, что ваш лот не отправлен, и вы не получали никаких уведомлений об этом, спустя два-три дня после оплаты напишите продавцу и спросите, отправлена ли посылка.
Меня часто спрашивают — можно ли отказаться от покупки выигранного лота на eBay? Можно ли отменить ставку, если аукцион еще не закончился? Можно ли отменить покупку „buy it now“? Ответ тут однозначный — нельзя. Если вы делаете ставку или жмете на кнопку „купить сейчас“ — вы обязуетесь купить вещь. Так что перед нажатием „купить сейчас“, пожалуйста, обдумайте все.
Конечно, случаи бывают разные, а потому возможность отмены ставки на аукционе все же предусмотрена. Подробно процесс описан в
этой статье.
Если кратко, то отменить ставку можно в трех случаях:
1. Вы опечатались в сумме и написали, например, $99 вместо $9 (после отмены ставки по правилам нужно сделать новую, хотя вам ничего не будет, если вы этого не сделаете).
2. После вашей ставки описание лота существенно изменилось.
3. Вы не можете связаться с продавцом ни одним из доступных способов в течение нескольких дней.
Отменить ставку можно не менее, чем за 12 часов до конца аукциона. Если позднее — то только в течение часа после ставки и удалится лишь ваша последняя ставка, но не все. Если эти условия вам не подходят, а ставку отменить надо (или хуже того — вы уже стали победителем аукциона или необдуманно кликнули на „купить сейчас“), то выход один — не сидеть молча и кусать локти, а писать продавцу, извиняться, объяснять причины, почему вы не хотите покупать лот. Был подобный опыт, обычно селлеры идут навстречу безо всяких санкций. Но все же отказами от покупки лучше не злоупотреблять, перевыставление товара и возврат комиссии за сделку — лишние хлопоты для продавца и потеря времени. Помните: на eBay нет возможности выиграть несколько лотов, а потом купить только понравившийся! Выбирайте внимательно.
Еще один вопрос, который часто задают, — как оплачивается доставка в случае покупки нескольких лотов у одного продавца? Как правило, продавцы предоставляют скидку на доставку, если приобретать у них более одного товара. Многие отдельно пишут о такой возможности („combined shipping“, объединенная доставка) в описании лота и указывают стоимость отправки еще одной вещи. Если же указания об этом нет, можно написать продавцу и спросить.
Естественно, комбинированная доставка невозможна, если вы покупаете товары у разных продавцов — ведь они могут жить в разных городах, а то и странах, и не будут встречаться, чтобы вместе пойти на почту только ради вас
Конечно же, возможность экономить на доставке возможна не только при покупке нескольких экземпляров одного лота, но и разных лотов у одного продавца. Как же заказать объединенную доставку? Тут опять же все просто, надо пообщаться с продавцом. Пишете ему, мол, хочу у вас купить то-то и то-то (можно указать ссылки или индивидуальные номера лотов), возможно ли отправить их одной посылкой и сколько это будет стоить? Получаете ответ, если вас все устраивает, запрашиваете инвойс (новый счет), оплачиваете лоты и ждете.
Тот же порядок действий применим и к ситуации, когда изначально в описании лота не указана стоимость доставки в Россию (такое редко, но бывает) или вы договорились о доставке в Россию отдельно. В этом случае вы не можете оплатить лот по указанной цене, т.к. нужно добавить денег. Сами вы это никак не сделаете. Опять же — просите у продавца новый счет и платите.
Важно: многие продавцы в этих ситуациях почему-то предлагают заплатить им напрямую в PayPal.
НЕ рекомендуется соглашаться. Просите, чтобы
новый счет выставляли через eBay, опция такая есть, проверено. Если вы платите через Paypal, то сделка идет мимо eBay, она не будет отображаться в личном кабинете, продавец не заплатит комиссию аукциону (что ему, конечно, выгодно), а
вы лишитесь страховки покупки от eBay.
Правило не платить „мимо eBay“ действует не только для случаев с объединенной доставкой, а для любых случаев, когда вас просят заплатить напрямую, а не через аукцион.
Еще один совет — все обсуждения по поводу лота (вопросы о качестве, о доставке, о решении проблем) ведите через личные сообщения на eBay. Бывает, что продавец пишет вам со своего email. Не отвечайте прямо, ответьте ему через систему сообщений аукциона (можно туда же скопировать его письмо). Это нужно для того, чтобы в случае проблем у службы поддержки Paypal был полный доступ к вашей переписке и к вашим попыткам решить спор.
Напоследок в этой главке — небольшие правила безопасности при заказе дорогих лотов.
Кражи на почте и таможне хоть и крайне редко, но встречаются. Особенно там „любят“ всякие айфоны и айпады. Поэтому попросите продавца не указывать на посылке точного названия товара, лучше просто — electronics. А вот в инвойсе пускай напишет точное название и, если речь о телефоне, его IMEI (защита от подмены).
Конечно же нужна страховка на полную стоимость, напомните продавцу сделать ее (хоть вас и страхует Paypal, наличие страховки от почты существественно обезопасит лот в пути и ускорит возврат средств в случае чего). Ну и попросите селлера отвественно подойти к упаковке. К примеру, прислали телефон в коробке, замотанной в несколько пакетов, каждый из слоев был щедро перемотан скотчем… Посылку открывали минут 20, чуть не рыча, а уж вор скорее всего не стал бы возиться. О правилах безопасности при получении дорогого лота на почте поговорить чуть ниже. Кроме того, в среде постоянных покупателей дорогих лотов считается, что доставка Priority надежнее, т.к. в EMS воруют чаще.
Несколько раз спрашивали о том, можно ли получить какой-то возврат налога при покупке на eBay. Ответ тут однозначен — для Китая и США никакого «tax free» нет: все цены указываются без налогов (и для большинства других стран это тоже актуально). Однако если вы заказываете какую-то дорогую вещь с европейских отделений eBay (в основном — Англия, Германия), присмотритесь к описанию лота. Бывает, что там есть указание о том, что их налог (VAT) включен в стоимость, и иностранным покупателям достаточно связаться с продавцом и попросить скидку на сумму налога. Правда, делать эту скидку продавец не обязан, соглашаются на просьбу не все, заставить продавца вычесть VAT вы не можете.