Автор: Сергей (БОРГ)
Когда остается совсем не много времени до очередного мотосезона и ты уже находишься в предвкушении сухого асфальта, когда спланирован маршрут на лето и воображение рисует природные ландшафты отличные от обыденных – вдруг поступает предложение от которого не сможет отказаться ни один человек инфицированный бациллой туризма-авантюризма. Речь пойдет о снегоходном пробеге в те места, где дух истории застыл в нетронутом виде, ну или в почти не тронутом. И пускай это поход не на мотоциклах, а на снегоходах, и пройденный километраж не тянет на ЖЖ и прочие значимые звания, на самом деле какая к черту разница!
В 2013г. в составе зимних мотоэкспедиций «ТОЛЬКО НА СЕВЕР зима вторая», и в 2014г. «ОБСКО-УГОРСКОЕ КОЛЬЦО», мы вместе с уважаемыми людьми – мототуристами, прошли участок заброшенной сталинской железной дороги между Надымом и Салехардом, больше известной как 501 стройка. Посетили оставшиеся еще относительно целыми лагеря заключенных, видели полотно самой дороги, бараки, колючую проволоку, охранные вышки. Однако, помимо 501 стройки, на территории ЯНАО существует еще и участок 503 стройки, где в бывшем поселке Долгий, в труднодоступных местах среди сотен рек и болот, находится заброшенная железнодорожная станция с сохранившимися с тех времен паровозами и вагонами. Именно эта ж/д станция и была основной целью нашего похода.
Мы, с единомышленниками, давно планировали эту поездку. Кроме того, за одно, хотелось посетить МАНГАЗЕЮ – древнее городище, находящееся в том же районе что и п.Долгий на расстоянии около ста километров вниз по течению реки Таз. Связывались с Виталькой (НЕМЕСТНЫМ) из Красноселькупа, консультировались по поводу маршрута, заручились его поддержкой. Ну а коль уже задумано все, что указано выше, почему бы не доехать до поселка Новозаполярный, это еще двести км. Время шло, мысли об этом пробеге выстраивались в стройную цепочку, и вот, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки и более того приняло неожиданный оборот. Дело в том, что у Игоря, одного из идейных вдохновителей, а в дальнейшем и организаторов данного пробега, появилась возможность вывести эту авантюру на качественно новый уровень. Другими словами, к делу подключился административный ресурс большого и могучего ГАЗПРОМА. Можно было расслабиться по поводу самых главных - финансовых вопросов, к организации мероприятия были подключены специально обученные люди, которые со всем старанием, предписанным им приказом Ген. Директора ООО «Газпром добыча Уренгой», превращали мысли виртуальные в дела абсолютно реальные, как водится, со всей помпезностью присущей Российскому монополисту. На этапе подготовки к поездке были даже задействованы вертолеты, которые забросили топливо для снегоходов в точки на пути следования экспедиции. Вот так, пробег, задуманный как покатушка узкого круга мотоциклистов-снегоходчиков, превратился в масштабную акцию под названием (СНЕГОХОДНЫЙ ПРОБЕГ ООО «Газпром добыча Уренгой» посвященный Году культуры в РФ под девизом НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВРЕМЕН)… во как!!!! Хотя нам абсолютно все равно как это называется, это всего лишь средство к достижению цели.
Помимо очевидных плюсов такого формата, были и некоторые минусы. Самый главный минус, это то, что к изначально планируемому количеству мотоциклистов из четырех человек, присоединились еще двадцать четыре «молодых специалиста» из газпрома, все на своих снегоходах. Сарафан образовался очень большой и обещал быть трудно управляемым. Ну да ладно, не пропадем, рации у ведущего и замыкающего, два спутниковых телефона в комплекте. Сроки проведения мероприятия были обозначены тремя днями, с 29.03.14 по 31.03.14г. и двумя ночевками в пути. Первая ночевка планировалась в Красноселькупе и вторая на далекой базе отдыха МАНГАЗЕЯ, принадлежащей «Ямбурггаздобыча».
Мы, с моим бессменным напарником Димкой (Бурым), с которым уже третий поход идем бок обок, принялись готовить снегоходы, через неделю неспешных вечерних посиделок в клубе с пивком, все было готово.

В назначенный час состоялся торжественный митинг посвященный старту. После митинга вся снегоходная колонна направилась грузиться на фуры. Дело в том, что снегоходы планировалось доставить до места старта (месторождение Южнорусское), на грузовиках, для экономии времени. К полудню, снегоходы были разгружены, колонна построена, впереди 130км зимника до Красноселькупа.



Снегоходная техника в пробеге участвовала самых разных классов, от утилитарников до спортов, однако каждому участнику был присвоен персональный номер, все должны были соблюдать порядок и идти строго друг за другом. По закону подлости, зимник был идеальным для автомобильного транспорта и совсем не пригодным для снегоходов (где он был, когда объезжали Обско-Угорское кольцо???). Дорожники, вычистили его до состояния ледового корта, сдается мне, что там можно было проводить этап олимпийских соревнований по конькобежному спорту – голимый лед и совсем нет снега. На обочину съезжать проблематично, бровка из снега в метр-полтора, дальше в большинстве случаев – лес.
. Для тех, кто не в курсе, поясню, любым снегоходам нужен снег. Одним для охлаждения двигателей ( горный класс, радиатор находится в хвосте, охлаждается снегом летящим с гусянки. Так же, снег нужен для смазки и охлаждения склизей, по которым скользит внутренняя поверхность трака). Горников было шесть или семь. Утилитарникам и спортам охлаждение снегом пофик, но склизи без снега тоже горят. Колонна двинула вперед. Через километр пути, строй начал рушиться, у горных снегоходов температура поползла вверх, мы начали нырять в обочины, проламывая бровку, потом обратно. Психологическое напряжение из за температуры двигла, не давало получать удовольствие от езды. Таким образом, худо-бедно одолели все 130 км.


Вот перед нами показалась ледовая переправа через реку Таз, где нас уже встречал Виталик (Неместный) верхом на своем кастом-байке по прозвищу «Уголек».




Расправив флаги, мы вошли колонной в Красноселькуп, где нас встречала местная администрация. После приветствия и краткой фотосессии, снегоходы загнали на условно охраняемую территорию, сами загрузились в предоставленный автобус, который отвез нас на ужин (кормили лосятиной). После ужина всю снегобанду разместили в спортзале для ночевки.









Однако, компания мотоциклистов, осела в бане у Неместного, для поедания вяленой рыбки и запивания ее пивом.
Утро следующего дня было посвящено посещению Красноселькупского музея, где нас познакомили с бытом аборигенов, историей 503 стройки и т.д.



Потом по плану было посещение детского клуба «Мото-Баги», руководителем которого является Неместный. Надо отдать Виталику должное, он самоотверженно занимается детьми, отдает этому делу много сил и времени, при этом находит время на постройку кастомов и восстановлению раритетных мотоциклов, а также проведению мотопраздников!



Короче – ЧЕЛОВЕЧЕЩЕ!!!! От лица уренгойских мотоциклистов участвующих в пробеге, мы вручили подарок его клубу – чемодан с отличным немецким инструментом.

А от лица Газпрома – сертификат на сто тысяч рублей!

После официальной части, заправка 28ми снегоходов, то еще занятие заправляться из бочек. Опять же спасибо Неместному, подогнал ручной насос и двух бойцов из детского мотоклуба, которым руководит. После заправки, поехали на берег Таза, где проходил праздник «День оленевода». Там опять участие в официальных церемониях, фото, братание с селькупами, интервью.



В результате выехали из Красноселькупа в районе часа после полудня. Впереди путь 160 км., в низ по реке Таз, но в верх на север. В воздух взмыл газпромовский вертолет с телевидением и в течении 15-20 минут сопровождал нас, нарезая круги и поднимая снежную бурю на реке. Наконец-то отпал вопрос с нехваткой снега, его было по пояс, поехали весело и с куражом. Погода нас сопровождала без преувеличения шикарная! Морозец градусов 15-20 и весеннее солнце! По берегам лес, настроение боевое.



Колонна растянулась на пару километров, чтоб не дышать выхлопными газами друг друга. Примерно через 50 км, мы достигли того места ради посещения которого все собственно говоря и затевалось. Впереди показался желтый крест, стоящий на берегу реки, возглашающий о нелегких человеческих судьбах связанных с временами культа личности.


В голове кружилась мысль о том, какая глушь здесь была в то время, если до сих пор добраться сюда можно лишь на снегоходе зимой или на барже летом. Чуть далее на берегу лежит деревянная, полусгнившая баржа, доживая свой нелегкий век в тишине и покое.



Поднялись чуть вверх, к самой ж/д станции. Нас встретили ветхие строения административных корпусов с покосившимися стенами. Это место, без преувеличения, является настоящим историческим памятником былой эпохи. Здесь жили и работали бывшие зеки и вольнонаемные рабочие. Сам лагерь для заключенных находится дальше, километрах в десяти вглубь леса. Дорогу туда мы не знаем, местные говорили, что искать лагерь без проводника ни кому не советуют, занятие бесперспективное.




Проехали чуть в сторону… и ВОТ ОНО!!! Три паровоза, за один из которых зацеплены вагоны. Чувство, скажу я вам, неописуемое. Хотелось просто стоять и молча смотреть.



Перед глазами возникали образы из прочитанных, когда то книг. Когда состояние оцепенения отпустило, мы начали знакомиться с артефактами поближе. На раме одного из вагонов, я обнаружил полустертую надпись «БЕРЛИН»! Сколько же тысяч км. прошел этот вагон, прежде чем встать на вечную стоянку в зажопье мира? Знающие говорят, что уже после войны, освободившиеся эшелоны направлялись на стройки Трансполярной магистрали… http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E0% ... 0%E0%EB%FC

И так, основная цель пробега достигнута. Можно с гордостью сказать, что мы сделали то, что для большинства людей так и останется недосягаемым, ввиду отдаленности места от туристических маршрутов.









И общее фото на память!

Наша компания выбралась обратно на берег реки. Наполнив стаканы, не чекаясь, выпили, помянув безымянных героев.

Нужно было продолжать движение дальше. Впереди еще более ста км. пути до Мангазеи, где нас ждет ночлег.

Колонна вновь растянулась. Я ехал не торопясь почти в конце строя, за мной шли три утилитарника с волокушами. Это предавало уверенности в том, что я не отстану от всех. В какой то момент такая уверенность чуть не вышла мне боком. Увидев на берегу реки пару избушек, мое любопытство превысило чувство собственного сохранения и я, свернув в сторону, заскочил на горку, чтоб посмотреть, кто тут живет в этой глуши.

Там было пару домов из сруба и баня, людей не обнаружилось. Нырнув обратно в снежный пухляк реки, я стал нагонять остальных. По моим расчетам, утилитарники по-прежнему должны были находится позади меня. Прохватив с приличной скоростью около 15-20 минут, понимаю, что никого не догнал. Напрегся, остановился. Думаю, подожду тех, кто сзади меня.

После 15ти минутного перекура ни кто не появился. Да как же так!!!??? Знаю, что потеряться негде, путь по реке один, следы есть. Сомнения начали проникать в душу. Река широкая, может где ушел не в ту притоку?
Вот такое зрелище, по пути следования, оптимизма не добовляло……

Видимо кто то уже попадал тут в подобные ситуации...... Когда жечь уже было нечего, решил идти пешком...

Догонять ушедших вперед, поздно. Может вернуться назад, поглядеть, где утили? Завожу снегоход и валю на все деньги в обратном направлении. Сам себя успокаиваю… фигня, бензин есть, техника не подведет, как ни будь прорвемся. Через пяток километров, среди девственной белизны, замечаю три чужеродных черных точки. Видимо, заметив меня, эти неопознанные объекты двинулись мне на встречу. Я остановился, чтоб не жечь бензин. Через пару минут, статус «неопознанных», точками был утерян. Я с облегчением выдохнул. Подъехав ближе, парни остановились и сказали, что ждали меня, как я оказался впереди, для них загадка. Ладно, это уже не важно, дуем вперед.